...
Вибрані праці святих отців,  Святе Письмо Нового Завіту,  Святитель Іоанн Златоуст

Бесіди на Євангеліє від Матфея

Зміст
УкраїнськаРосійська

Євангеліє від Матфея – перше за порядком канонічне Євангеліє. Воно ділиться на 28 розділів і побудоване як зв’язкова розповідь, у яку вставлено кілька (5 або, за іншими оцінками, 7) великих промов Господа. Хронологічні рамки Євангелія від Матфея – від Різдва до останнього явлення Воскреслого в Галілеї. Автор у тексті про самого себе прямо нічого не повідомляє.

 

Бесіда 1

Для чого дано священне Писання. – Коли і як дані були старий закон і новий завіт. – Чому Матфей назвав свою працю євангелієм. – Чому євангеліє було писано чотирма. – Незначні розбіжності в оповіданнях євангелістів є доказом їхньої істинності. – У головному й істотному євангелія цілком згодні. – Різниця цілей написання чотирьох євангелій. – Згода євангелістів підтверджується спорідненістю кожної частини їхніх писань із цілим, а так само і прийняттям їхньої проповіді всім всесвітом. – Істина євангельської проповіді доводиться перевагою її над вченням філософів і її прийнятністю для людей всякого звання і віку. – Помилкова думка про простоту і легкість пояснення євангелія Матфея. – Вказівка на здивування, що виникають на самому початку євангелія. – Застереження слухачам бути уважними до пояснення, старанно відвідувати храм замість видовищ, вивчати те, що відноситься до життя небесного, і спостерігати в храмі тишу і мовчання.

Евангелие от Матфея – первое по порядку каноническое Евангелие. Оно делится на 28 глав и построено как связный рассказ, в который вставлено несколько (5 или, по другим оценкам, 7) больших речей Господа. Хронологические рамки Евангелия от Матфея – от Рождества до последнего явления Воскресшего в Галилее. Автор в тексте о самом себе прямо ничего не сообщает.

Беседа 1

Для чего дано священное Писание. – Когда и как даны были ветхий закон и новый завет. – Почему Матфей назвал свой труд евангелием. – Почему евангелие было писано четверыми. – Незначительные разногласия в повествованиях евангелистов служат доказательством их истинности. – В главном и существенном евангелия вполне согласны. – Различие целей написания четырех евангелий. – Согласие евангелистов подтверждается сродством каждой части их писаний с целым, а равно и принятием их проповеди всею вселенной. – Истина евМф. 2:19-20анг. проповеди доказывается превосходством ее над учением философов и ее удобоприемлемостью для людей всякого звания и возраста. – Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения евангелия Матфея. – Указание недоумений, представляющихся в самом начале евангелия. – Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание.

ПО НАСТОЯЩЕМУ, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа.

Знайшли помилку